Судьба мастера: исполнилось 100 лет со дня рождения Сергея Бондарчука

Сегодня, 25 сентября 2020 года, исполняется 100 лет со дня рождения советского режиссера и сценариста Сергея Федоровича Бондарчука — автора культовых лент «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину».

Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в крестьянской семье. Детство будущего режиссера прошло на юге России – его родители переезжали в Таганрог, а затем в Ейск. После школы Бондарчук поступил в Ростовское театральное училище. Вскоре грянула война, и молодой студент отправился на фронт, где оборонял от неприятеля Северный Кавказ.

В 1947 году Сергей Бондарчук поступает во ВГИК в легендарную мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой — сразу на третий курс в рамках дополнительного набора. В 1948 году на экраны выходит легендарная картина «Молодая Гвардия», в которой принимают участие студенты Герасимова. Так состоялся актерский дебют Бондарчука, исполнившего в фильме роль одного из жителей оккупированного Краснодона.

Широкая известность приходит к актеру после роли Тараса Шевченко в одноименном фильме Игоря Савченко 1951 года. За эту работу Бондарчук получает Сталинскую премию первой степени и звание народного артиста СССР.

В 1959 году выходит первый фильм Бондарчука-режиссера — «Судьба человека», экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова. Картина выиграла Главный приз I Московского международного кинофестиваля. 

Следующей работой режиссера должна была стать картина «Степь» по мотивам чеховской повести. Однако, проект пришлось надолго отложить: в начале 60-х до советских экранов дошла американская киноэпопея «Война и мир» Кинга Видора. Нужно было снимать свой ответ и постановку предложили Сергею Бондарчуку. Работа над четырехсерийным полотном заняла почти целое десятилетие: началась в 1961 году, первая часть вышла на экраны в 1965, четвертая – в 1967. «Война и мир» стала одним из наиболее дорогих кинопроектов в СССР, а в 1968 году стала второй советской лентой, удостоенной премии «Оскар».

Так Сергей Бондарчук получает репутацию выдающегося режиссера-баталиста — не удивительно, что следующей его работой становится международный проект «Ватерлоо», посвященный фигуре Наполеона. На съемках режиссер командует такими актерами как Орсон Уэллс и Кристофер Пламмер.

В 1975 году режиссер возвращается к теме Великой отечественной войны – и снова экранизирует Михаила Шолохова, на этот раз – роман «Они сражались за Родину».

Сергей Бондарчук раз за разом возвращался к военной теме на экране. Бывший фронтовик, он видел войну и умел ценить человеческую жизнь. Ему удавалось передать на экране ужасающую красоту массовых сражений и при этом выразить боль отдельного человека.

Во времена перестройки в жизни режиссера наступили непростые времена. После пятого съезда союза кинематографистов СССР – достаточно противоречивого, но симптоматичного для той турбулентной эпохи события – работы Бондарчука подвергались ожесточенной критике, Госкино отказало ему в средствах на экранизацию «Тихого Дона», о которой мечтал режиссер. Ему удалось найти средства за рубежом, однако, из-за банкротства итальянской компании, взявшейся за производство, фильм не был завершен. Спустя более чем десятилетие последнюю работу отца доделал сын Федор.

В честь 100-летия великого режиссера, портрет которого висит во ВГИКе в одном ряду с отцами-основателями отечественного кино, компания Art Pictures Studio представила трейлер предстоящей документальной ленты о Сергее Бондарчуке.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Источник: proficinema.ru